Article Index

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ

СОЦИАЛЬНОЙ СИНГАРМОНИИ


Прежде всего, надо знать, что общие для вселенной законы незыблемо действуют и в обществе. Например, закономерность и случайность, причинно-следственная связь, единство противоположностей, отрицания отрицания, переход количества в качество, зависимости сущности и явления, содержания и формы, общего и особенного и так далее. Однако в человеческих взаимоотношениях всеобщие закономерности преломляются в нравственный аспект, наполняются этическим содержанием, подчиняются задаче развития и сохранения социальной жизни и конкретных людей.

Таким образом, в субъективной реальности все значительно усложняется. Только твердое знание того факта, что неподчинение законам жизни обрекает людей на страдание, даст толчок к постижению великих истин. Принятое ранее рассмотрение этих законов философами как категорий нравственности относило их к сфере субъективного творчества, что не является корректным. Объективную сущность нравственных принципов упорно пытался доказать Иммануил Кант. Очевидно, что без разделения реальностей этот вопрос останется нерешенным. Законы Сингармонии, в том числе и социальной, относятся к объективной реальности, а законы морали всегда будут прерогативой реальности субъективной, многоликой, изменчивой, как и нравственные установки отдельных людей. Объективные законы мироздания преломляются в субъективной картине мира человека и закрепляются в форме нравственных принципов.

Мы согласны с тем мнением, что следует различать мораль – т.е. нормы этики, установленные субъективным сознанием общества и нравственность – как универсальное социально-сингармоническое явление, основными объективными категориями и понятиями которой являются «любовь к ближнему», «доброта», «совесть», «милосердие», «раскаяние» и подобное. Недаром пророки и святые через нравственность – но не мораль – учили людей приближаться к объективной реальности (см. публикацию: Крутиков Д.А. «Этико-нравственный метод изучения литературы» // Русское слово в образовательном пространстве Кыргызстана. Бишкек, 2011. С. 81–86).

Сингармония – предустановленная и повсеместная закономерность. Как явление объективной реальности она не подвластна случаю. Случайность – это закономерность, воспринимаемая человеком-субъектом. Ввиду ограниченности своего субъективного сознания человек не в состоянии полностью охватить всесторонние взаимодействия объектов, поэтому воспринимает отдельные из них как незакономерные, не свойственные объектам. Чем осознаннее и научно образованнее становится личность, тем меньше значения она придает случаю в своей жизни.

Однако роль случая в субъективной реальности всегда будет значительной. В связи с этим в аспекте социальной Сингармонии все парные категории, отражающие общие закономерности, необходимо рассматривать с позиций как объективной, так и субъективной реальностей. Таким образом, в разрезе социальной Сингармонии, категории причины, общего, закономерности, сущности, содержания лежат в плоскости объективной реальности, и, наоборот, категории следствия, особенного, случайности, явления, формы – в плоскости субъективной реальности. С этих же позиций следует рассматривать законы Свободы Воли и Воздаяния.

Ни убеждения, ни религиозность или атеизм, ни тем более социальное положение не должны быть препятствием к осознанному исследованию законов социальной Сингармонии как научно обоснованному знанию. Душа, не стремящаяся к этому, обкрадывает сама себя и, в конце концов, приходит к погибели. Эту мысль ярко проповедовал преподобный Иоанн Синайский. Вот что он пишет в своих лекциях, собранных под заголовком «Лествица»: «Окрадывание души есть, когда мы почитаем за добро то, в чем нет добра: окрадывание есть неприметное лишение духовного богатства; окрадывание есть неведомое пленение души. Убиение души есть умерщвление словесного ума впадением в дела непристойные, а погибель души есть впадение в отчаяние после совершения беззакония».

Мало кто задумывается в дни радости о том, что за этим периодом наступит противоположный – период печали. Согласно закону единства противоположностей добро и зло не просто словесные антиномии, это две стороны любого единства. Каждая из них проявляется с определенной цикличностью. Мудрость в том и состоит, чтобы этой цикличностью пользоваться осознанно, а не страдать от неожиданных ударов судьбы. Высшая же мудрость в том, чтобы, выйдя за пределы субъективной реальности, научиться управлять этой цикличностью. Благодаря знанию законов и самоидентификации эта цель вполне достижима.

А теперь обратимся к законам социальной Сингармонии. Вот их неполный список:


  • вера,
  • доброта, жертвенность,
  • милосердие (уважение, сочувствие, жалость, любовь),
  • благотворение ( любая деятельность во благо других существ),
  • справедливость,
  • искренность, правдивость,
  • мужество (отсутствие страха перед людьми и жизненными обстоятельствами),
  • мудрость (принятие истинного знания),
  • предопределение,
  • свобода воли,
  • воздаяние,
  • терпение (умение достойно переносить трудности и невзгоды, быть толерантным),
  • созидательность (стремление создавать, а не разрушать),
  • согласие, толерантность (стремление выстраивать дружественные отношения),
  • миротворчество (примирение недружественных отношений),
  • кротость (смирение),
  • покаяние (признание и исправление ошибок),
  • прощение,
  • благодарность (выражение признательности),
  • невреждение (отказ от нанесения неоправданного вреда живым существам),
  • бесстрастность (непривязанность к низменным инстинктам).

 

В лучшем случае люди знают об этих законах как о принципах поведения в обществе, но никто не догадывается о том, что это незыблемые требования к человеческому существу, выдвинутые объективной реальностью. Их соблюдение есть необходимость, связанная с процессом выживания рода человеческого на планете Земля. В субъективной реальности людей эти законы должны определять картину мира и находиться в основании всех мировоззренческих начал. Любое отчуждение от законов социальной Сингармонии лишает людей возможности правильной самоидентификации, что грозит как личностными, так и общественными катастрофами.

После того как человек принял знание о душе и рационально осознал, кто он на самом деле, начинается процесс самоидентификации на практике, в жизненных ситуациях. И здесь без правильного жизненного кодекса, основанного на законах Сингармонии, не обойтись.

Две важнейших установки «Я – душа» и «Я – дух» смогут быть подтверждены и укреплены только реальными действиями в конкретных жизненных ситуациях. В системе рассматриваемых категорий это должно выглядеть так. Как душа человек осознает свою индивидуальность (особенное), обособленность, автономность. Вместе с тем, это есть обособление части Духа, Великого Света Вечной Жизни. Как дух человек осознает свою общность (общее) с Единым Духом Жизни, с Богом Творцом. Две противоположности (общее и особенное) объединены в едином существе, называемом «Я».

Представить себя как Божий Дух, конкретизированный в одном, как сущность и явление. Моя сущность и мое явление выражаются через понятия формы и содержания. «Я» всегда является в определенных формах. Содержание – Дух Божий – формально представлен в виде вещественно-полевых (корпускулярно-волновых) и грубоматериальных (биологический каркас) структурных компонентов.

Форма – наиболее важный элемент в картине мира, созданный инструментами души. Перенос всей энергии воли на поддержание соответствующей картины мира связан с формой, в которой человек, душа, себя выражает. Душа может выразить себя в материальной среде только в определенной форме (то есть в своей противоположности). Создание, сохранение и совершенствование формы есть инсталляция душевного начала вовне, в мир вещества. Перестав заниматься своей картиной мира, душа перестанет существовать в материальном.

Практически борьба души за отстаивание своей картины мира есть борьба за физическое существование. Самым важным вопросом человеческого существования оставался вопрос выживания. Отсюда запрос на определенную картину мира в той среде, в которой данная личность обитает.

Фактически все общественно-экономические формации, начиная с рабовладельческого строя, – это результат зацикленности человеческих душ на соответствующих картинах мира, обеспечивающих наиболее оптимальное выживание общества в определенные периоды становления. Выстраивать картину мира отдельному индивиду помогает его социальное окружение (семья, школа и т. д.), от этого зацикленность человека на своей картине мира усиливается. Социальная картина мира всегда превалирует над индивидуальной, ибо общественная воля сильнее личной воли.

До так называемого «грехопадения» душе не надо было заниматься только выживанием, теперь же для нее это главный вопрос, из-за чего она вынуждена всю силу воли направлять на создание преимущественно эгоцентрической картины мира. Оторвать сознание, зацикленное на выживании, от этой картины мира и направить энергию воли на основной аспект существования души стало невозможным, несмотря на развитую сеть религиозных институтов, якобы пекущихся о душе. Теперь это требует неимоверных героических усилий, и святые люди, совершившие поворот энергии воли на основной аспект существования души стали приравниваться к Богу. Святым поклоняется весь мир. Однако только при осуществлении такого поворота (а это и есть самоидентификация) каждой личностью возможно нормальное функционирование цивилизованного общества.

Вот в чем состоит значимость следования законам социальной Сингармонии. Но вначале надо их глубоко изучить и прочувствовать, хотя бы на таком поверхностном уровне, который мы предлагаем ниже. Итак.



Additional information