Article Index

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Евангелие от Фомы начинается так: «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома. И он сказал: Тот, кто обретает истолкование этих слов, не вкусит смерти»*.
Прежде всего, считаю, в отличие от некоторых комментаторов, что эти убеждения нельзя подвергать критике. Иисус действительно заложил в свои слова программу духовной трансформации человека. Вопрос только в том, каков смысл этого перерождения личности. Большинство исследователей убеждает нас в том, что физическое бессмертие будет наградой всякому, кто правильно расшифрует слова Евангелия от Фомы, что тело человека способно претерпеть радикальную перестройку и  обрести Вечную Жизнь.
Я нисколько не сомневаюсь в возможности трансформации фронтального существа (если Бог того захочет), но считаю, что подобная трактовка содержания притчи не подразумевалась ни Иисусом, ни Фомой. Да, человечество давно мечтает об  обретении физического бессмертия, немало мифов и сегодня ходит на этот счет, но подобное объяснение вряд ли будет серьезно принято даже непосвященными читателями. Разве Фома или другие ученики Иисуса, разделявшие с ним кров и пищу, не поняли смысла его учения? Почему же их нет в живых? Может быть, Шри Ауробиндо  или его ученики показали нам трансмутированное тело, осуществившее квантовый скачок? Да и зачем оно нужно свободному Духу? В конце концов, вещество человеческого тела, распадаясь на микроэлементы, не уничтожается, природа сама трансформирует его в нужном ей направлении.
Навряд ли стоит придерживаться вышеприведенной интерпретации, даже если ее подкрепляют доктриной интегральной йоги или собственным духовным опытом. Наверное, потому человечество до сих пор и не сформировало высокой нравственности, данной в учении Христа, что людей столько веков морочили мифологией, кормили баснями. Лично я эту точку зрения Льва Николаевича Толстого готов поддержать.
Разгадка здесь кроется в том, что человек изначально бессмертен как Душа. Именно такие взгляды на истинную сущность, на подлинное «Я» человека господствовали во времена Иисуса и Фомы. Рождение в Духе – это элементарное понимание человеком своей истинной сути, это самоидентификация с собственной Душой, а не с телом, пусть даже вибрационным или каузальным. Ведь тело – материя, а Душа не материальна, именно она и пребывает в Царствии Небесном, независимо от того, в какое тело она облачена. Л. Н. Толстой писал: «Знаем мы, несомненно, только одно: нечто нематериальное (выделено мною. – А.К.) свое "я", которое мы и все люди, думающие прежде нас об этом, называли и мы называем душою (выделено мною. – А.К.). Такое нечто нематериальное существо "я" мы сознаем не только в себе, но и во всех живых людях и даже во всем живом. Это же самое нематериальное нечто, дающее жизнь всему живому само по себе, все мудрые люди, прежде мыслившие об этом, признавали существующим, давая ему разные названия, также признаю и я и называю это существо богом»**.
Триада «дух, душа и тело» задолго до появления христианства была тщательно расписана иудейскими мудрецами, а еще глубже в индийской ведической традиции. Печально то, что в новое время с появлением психологии как науки феномен Души не стал предметом пристальных исследований и выпал из поля зрения общества. Конечно, это связано с необузданным наступлением атеизма в сознании людей. Назвав по иронии судьбы свое направление наукой о Душе, психологи подменили понятие «Душа» термином «Психика» и забыли о главном.
Большинство ученых зациклилось на внешних проявлениях Души, а ее суть осталась за бортом научных исследований. И хуже всего – за бортом практических усилий как общей, так и клинической психологии, не считая, пожалуй что, православной психотерапии. И это повлекло за собой плачевные последствия.
Если мы углубимся в изящные и остроумные книги одного из самых известных в мире психиатров Ролло Мея, то увидим яркую историю демонизации психологических взглядов и беспомощность психоаналитических доктрин в исследовании человека. Даже такой умница, бриллиант психоаналитического направления, как Карл Юнг подменил Душу  архетипами самости и анимы, способствуя изгнанию последней божественной искры знания о Душе из исследовательских кабинетов. Поэтому наиболее глубокими представлениями о Душе остаются на сегодня свидетельства святых Вед и Упанишад, более поздних индийских философов и духовных учителей, а так же христианских философов: гностиков, отцов православной церкви и суфийских учителей.
Согласно моим субъективным представлениям, Психея, или Душа, – это центральная часть человеческого существа, его истинное «Я». Все человеческое в ней и все от нее, начиная с физиологии и инстинктов, заканчивая высокими чувствами и гениальными идеями. Реальность, в которой человек живет и действует, создана волевым устремлением Души. Именно она формирует все представления об окружающем нас мире, именно она создает аппарат психологических установок и мотивов, которые затем управляют сознанием и поведением людей. Феномен Души не может быть до конца раскрыт наукой и человеческим опытом. Однако за долгие годы истории человечеству удалось выяснить многое. Сегодня немало представителей фундаментальных наук склонны считать, что Душа вечна и неподвластна физической смерти.
Важным аспектом знания о Душе является ее взаимодействие с личностным «Я» человека. С самого рождения и до конца существования физическое начало ведомо Душой. Но, по законам Сингармонии***, как две противоположности (смертное и бессмертное) единого существа, эти начала находятся в постоянной борьбе. То одно, то другое выступает как главенствующее «Я», ввергая человека в постоянные противоречия. Этому вопросу посвящено много высказываний и поучений Иисуса. Вместе с тем история представляет нам немало людей и даже целые общины (ессеев, суфиев), которые противоречия Души и тела преодолевали. На их учениях создавались великие религии и воспитывались от эпохи к эпохе разные народы. Так что сегодня мы можем с уверенностью и даже научной определенностью заниматься вопросами, которыми был озабочен Иисус Христос. В этом для нас непреходящая ценность Евангелия св. Фомы.
В наше время, когда связь человека с его Душой все больше и больше распадается из-за неверия, из-за потери высших идеалов и ценностей, из-за очарованности эзотерической псевдонаучностью или даже откровенно дьявольской эсхатологией, необходимо как можно активней и тверже держаться за наследие, оставленное нам Иисусом Христом, величайшим из посланников Бога.


* Евангелие от Фомы // Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989. С. 250–262. Здесь и далее цитаты приводятся по этому изданию. – Автор.

** Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. Т. 82. М., 1955. С.  151.

*** См. это и другие понятия в кратком словаре терминов в конце книги. По ходу комментариев я буду уточнять основные термины, относящиеся к законам Сингармонии. – Автор.

 

 

Additional information