Article Index

 

8.    И он сказал: Человек подобен мудрому рыбаку, который бросил свою сеть в море. Он вытащил её из моря, полную малых рыб; среди них этот мудрый рыбак нашёл большую (и) хорошую рыбу. Он выбросил всех малых рыб в море, он без труда выбрал большую рыбу. Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!

Самое первое, что приходит на ум при анализе этой притчи, – речь идет об истине. Человек приходит в мир и, как рыбак, начинает охотиться за знанием. Очевидно, не каждый человек так поступает, и скорее всего, под словом «человек» Иисус имеет в виду духовную личность. «Человек подобен мудрому рыбаку», потому что глупый берет всех рыб подряд, а мудрый выбирает только большую и хорошую рыбу. Он выбирает ее «без труда», так как ее значимость очевидна. Достаточно иметь уши, чтобы услышать и понять величие учения  Христа.
Но нельзя оставить без внимания и другие, не бросающиеся в глаза смыслы этой притчи. Прежде всего, надо знать, что большая, значимая истина обитает в житейском море среди огромной массы малых бытовых истин, обслуживающих материальные потребности людей. Их нужно без сожаления выбросить обратно в мирское море, так как для мудрого рыбака, то есть искателя истины они не представляют никакой пользы. Более того, они только отягощают сеть (сознание), мешая ему осознавать главное. Поэтому, только выбросив «малых рыб» и освободив свое сознание, человек может без труда выбрать «большую рыбу».
Рыба – не только метафора, свойственная жанру притч, это важнейший архетип коллективного бессознательного, а в сознании Христа – символ Царствия Божия. Об этом много и глубоко писал Карл Юнг в своих трудах об архетипах. Под данным углом зрения видится, что, согласно Иисусу, настоящая деятельность полноценного человека должна иметь главной целью выбор Царствия Божьего. Пожертвовав всем остальным уловом, ученик должен сосредоточиться на поиске большой хорошей рыбы. Соответственно адепту, нашедшему путь истины, следует отказаться от мирских привязанностей, даже от богатства, символом которого в обыденном сознании нередко является большой улов рыбы.
В данном изречении просматривается вопрос о ценностной ориентации человека. Под большой хорошей рыбой иносказательно подразумеваются истинные ценности. Социальная Сингармония требует, чтобы личные и общественные идеалы лежали за пределами мелкой рыбешки – фарисейских программ и установлений. Прежде всего человек должен стремиться стать достойным объективной реальности и готовить свою Душу для вхождения в это Царство Божественного Света.

 

 

Additional information