Article Index

 

12.    В (те) дни вы ели мертвое, вы делали его живым. Когда вы окажетесь в Свете, что вы будете делать? В этот день вы одно – вы стали двое. Когда же вы станете двое, что вы будете делать?

Речь опять же идет здесь о наличие двух реальностей, в которых пребывает человек: объективной и субъективной. Исключительно важным представляется сравнение объективной реальности со Светом, в котором пребывают Души людей и из которого они созданы. В действительности для духовного существа представляется архисложным решение именно данной дилеммы: что делать, когда мертвая пища тебе уже не подходит? Когда Иисус говорит: «Не хлебом единым жив человек» – речь идет о том же самом. Духовному существу гораздо важнее пища, питающая его Душу, а не тело. В прежнем своем состоянии ученики не имели духовной пищи, а «ели мертвое». Это относится не только к продуктам питания, но и к фарисейской религиозности. Кстати, именно в ранних трудах Гегеля мы находим разницу между законами, которые проповедовал Моисей, и этикой Иисуса.
Хотя  ученики еще не могут ответить на поставленные вопросы, мы не должны считать их риторическими, потому что так Иисус готовит Души к будущему состоянию просветленности. Он хочет сразу сказать, как трудно будет им в этом материальном мире, когда процесс самоидентификации завершится. И более того он задает эти вопросы как бы самому себе, ощущая огромную ответственность за будущее своих последователей.
По свидетельствам, оставленным святыми подвижниками, самая большая сложность наступает именно в тот день, когда духовный адепт впервые вступил в объективную реальность и познал свое истинное «Я». Именно тогда ему придется заново учиться жить: не только содержать в чистоте свое физическое тело, но учиться всем взаимоотношениям с людьми, родственниками, друзьями, не нарушая законов Бога (Сингармонии) и не входя в конфликт с фарисейской парадигмой. В это время обостряется двойственность, не свойственная обычным людям: два мира – духовный и вещественный – в которых одновременно пребывает личность, здесь полностью обнажены и резко противопоставлены один другому. Это антагонистическое противоречие, поэтому Иисус как наставник не может обойти стороной и оставить его без внимания. Но что интересно, ответить на эти вопросы ученик должен сам, потому что это его личный выбор, и учитель не считает вправе навязывать свое мнение.

 

13.    Ученики сказали Иисусу: Мы знаем, что Ты уйдешь от нас. Кто тот, который будет большим над нами? Иисус сказал им: В том месте, куда вы пришли, вы пойдете к Иакову справедливому, из-за которого возникли небо и земля.

По поводу данного изречения среди комментаторов нет разночтений. Как известно, Иаков справедливый – старший из четырех братьев Иисуса и возглавил раннехристианское движение после казни Христа. Поскольку Иаков отличался прекрасным добрым нравом и обостренным чувством справедливости, его мнение всегда было решающим среди апостолов. В глазах Иисуса он был олицетворением  совершенного человека, именно для таких людей, как Иаков и был сотворен Всевышним этот бренный мир, по мнению Христа. Скорее всего, такая высшая похвала в те времена была распространенным крылатым выражением. Поскольку ответ Иисуса начинается со слов: «В том месте, куда вы пришли» – можно предположить, что беседа состоялась в доме, где проживала семья Учителя или в Иерусалимском храме, где постоянно молился Иаков.
В этом диалоге обращают на себя внимание два обстоятельства, которые углубляют смысловой уровень беседы. Первое то, что ученики были уверены в уходе Иисуса. Программа, сориентированная на жертву, поддерживалась всем окружением и, как известно, была реализована. Второе то, что община, созданная Иисусом, нуждалась в руководстве. Все это говорит о довольно четкой организации, явившейся результатом целенаправленной деятельности Иисуса из Назарета. Казнь Учителя должна была не только сплотить общину, но и создать символ смирения, мученичества и жертвенности, как идеал нового завета для всех последователей на тысячелетия. Один из братьев Иисуса описывал главные  постулаты учения (Фома – Иуда), другой готовился возглавить движение (Иаков), третий шел на жертву. Пресвятая мать Мария поддерживала сыновей. Все указывает на то, что ради духовной миссии жертвовала вся семья.
Иисус говорил, что он пришел спасти своих соплеменников, и, как видим, его слова не расходились с делом. Он осуществлял то, что спустя две тысячи лет предельно ясно сформулировал Л.Н. Толстой: «…я продолжаю и никогда не перестану думать и говорить, что единственное радикальное средство, могущее уничтожить существующее зло борьбы насилия и задавленность большинства народа нерабочими сословиями, – есть обновление религиозного сознания народа…»*.
Иудейским клерикалам деятельность Иисуса была как кость в горле, и они готовили расправу над новозаветным пророком.

 

* ПСС. Т.81. Письма. С. 66.

 

 

Additional information