Article Index

 

2.    Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорят вам: «Смотрите, Царствие в небе!» – тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно –  в море, тогда рыбы опередят вас. Но Царствие внутри вас и вне вас.

Объявив в первом пункте своих поучений о необходимости правильной цели духовных исканий, Иисус наставляет теперь учеников на правильный выбор учителя. Ведь от поводыря зависит, придет ли человек к цели или нет.
Согласно данному высказыванию учителя, направляющие своих адептов на поиск Царствия (объективной реальности) в материальном мире не могут гарантировать успеха. В материальном обитает только материальное, там нельзя найти сакрального. Куда бы вы ни пришли в материальном мире, там уже будет кто-то присутствовать: в небе – птицы, в море – рыбы и так далее.

Но Царствие находится в другом измерении, его невозможно описать существующей логикой. За неимением понятий «параллельные миры», «многомерность пространства», «энергоинформационное поле», «матрица», «объективная реальность» и т. п. Иисус использует парадоксальное утверждение, похожее на дзэнбуддийский коан: «Царствие внутри вас и вне вас». На самом деле это очень точная по смыслу фраза, если учесть, что Бог, объемлющий все миры, присутствует в человеческой Душе. С нее-то и надо начинать. Самоидентификация с Душой приведет человека к автоматическому присутствию в Царствии Божьем. Самоидентификация для человека есть самопознание, о чем говорится в следующем поучении.

 

3.    Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы – дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда вы в бедности и вы – бедность.


После акта самоидентификации человек переходит на совершенно другой уровень сознания. Если раньше он изучал мир и самого себя при помощи рационально-логического мышления, то теперь все изменилось, он стал осознающим, то есть поставил под контроль Души все ее инструменты: сознание и волю, восприятие и эмоции, – все, с чем отождествляет себя личность. Человек познал свою личность с позиций Души, а значит, с позиций самого Господа Бога и тем самым стал познанным.
В этом изречении мы впервые встречаем понятие Бога живого, которое Иисус еще не один раз будет применять. Именно «живой» – очень важная деталь. Бог, поддерживающий жизнь, не может быть каким-то абстрактным и неизвестным явлением. Это явно не Абсолют, совершенно закрытый для человеческого восприятия. Хотя некорректно рассматривать сознание и волю Бога-Абсолюта в отрыве от Него самого, как и сознание человека в отрыве от самого человека, тем не менее, проявление Всевышнего нам не дается в полном объеме. Поэтому Иисус вводит понятие Бога «живого», той части Абсолюта, которая нам доступна. Считаю этот момент исключительно важным в философской доктрине Евангелия от Фомы. Это обстоятельство подтверждает правильность нашего разделения на субъективную, объективную и Абсолютную реальности. Итак, Бог Живой может быть назван Святым Духом, сознанием и волей Всевышнего – Абсолюта.
Знание о том, что он – вечная Душа, частица Божъего Духа, коим был создан, открывает человеку его живую связь с Творцом, не прекращающим свою работу. Такое существо становится соучастником Бога Живого в его глобальной деятельности. Жизнь наполняется вселенской радостью любви, глубочайшим смыслом, просветленному адепту становятся доступными великие дела и высшие истины. Этого неописуемого богатства лишен тот, кто не прошел путь самоидентификации, остался неосознанным, лишенным духовных прозрений. Таких людей Иисус называет бедными, нуждающимися. Для него они являются олицетворением нужды.
Этой притчей Иисус утверждает важнейший закон социальной Сингармонии – необходимость стремления к мудрости, к постижению истинного знания.

 

 

Additional information