Article Index

 

Согласно нашим субъективным представлениям, Психея или душа – это центральная часть человеческого существа, его истинное «Я». Все человеческое – в ней, и все – от нее, начиная с физиологии и инстинктов, заканчивая высокими чувствами и гениальными идеями. Реальность, в которой человек живет и действует, создана волевым устремлением души. Именно она формирует все представления об окружающем нас мире, именно она создает аппарат психологических установок и мотивов, которые затем управляют сознанием и поведением людей. Феномен души пока еще не может быть до конца раскрыт наукой, тем более эмпирическим путем. Несмотря на это, за долгие годы истории человечеству удалось выяснить многое. Сегодня немало представителей фундаментальных наук склонны считать, что душа вечна и неподвластна физической смерти.

Важным аспектом знания о душе является ее взаимодействие с личностным «Я» человека. С самого рождения и до конца существования физическое начало ведомо душой. Но, по законам Сингармонии, как две противоположности (смертное и бессмертное) единого существа, эти начала находятся в постоянной борьбе. То одно, то другое выступает как главенствующее «Я», ввергая человека в постоянные противоречия. Этому вопросу посвящено много высказываний и поучений Иисуса и евангелистов. История представляет нам немало людей и даже целые общины (ессеев, суфиев), которые противоречия души и тела преодолевали. На их учениях создавались великие религии и воспитывались от эпохи к эпохе разные народы. Так что сегодня мы можем с уверенностью и даже научной определенностью заниматься вопросами души.

В наше время, когда связь человека с его душой все больше и больше распадается из-за неверия, из-за потери высших идеалов и ценностей, из-за очарованности эзотерической псевдонаучностью или даже откровенно дьявольской эсхатологией, необходимо как можно больше внимания уделять этой теме. Здесь может оказаться бесценным подспорьем духовное наследие православных святых и подвижников, тексты отдельных религиозных доктрин. Нам давно уже пора преодолеть ученое чванство в отношении к религии, которая в свое время была единственным источником знания и колыбелью древних научных исканий человечества. Особенно много открытий сделано религиозными учеными (так следует их правильно называть) в области психологического знания, формирования человеческих взаимоотношений и даже государственной внутренней политики. Разумеется, многие аспекты знания неизбежно устаревают, что однако не дает нам основания полностью игнорировать предшественников.

Душа – это объективно-реальная сущность Вечной Жизни, истинное «Я» человека, воспринимающееся сознанием субъекта как тонко-энергетический феномен, обладающий чувствами и волей. Согласно традиционным религиозным учениям, душа есть проявление в человеке Духа Святого, в нашей терминологии – Великого Света Вечной Жизни. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «Бог есть Дух; и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанн. 4, 24).

Величие Духа Святого, как и души человеческой, непостижимо материальным сознанием, ибо дух первичен по отношению ко всем материальным объектам и является их противоположностью. Душа функционирует одновременно в двух измерениях, что и создает впечатление иллюзорности душевного начала. Этот факт заставляет человека отождествляться либо с физическим телом, либо с умом, либо с чувствами, лишаясь целостного осознанного самовосприятия.

Существование души всегда связано с ее двойственным положением. С одной стороны, в пределах объективной реальности, она жестко управляется Высшим Жизненным Принципом, который мы называем Сингармонический Код. С другой стороны, в пределах субъективной реальности, душа сама формирует модели мира и манипулирует личностью через принятые сознанием и подсознанием установки и мотивации.

С.Л. Франк в своем труде «Душа человека» близко подошел к такому пониманию. Приведем выдержку из указанного текста: «…она, с одной стороны, есть лишь обнаружение бесконечной полноты и всеединства чистого Духа и всеобъемлющего изначала бытия, и, с другой стороны, будучи только (выделено С.Л. Франком – прим. авт.) потенцией, может вмещаться в ограниченную часть телесно-предметного бытия и являться нам малой частицей самого внешнего мира. Так, в душевной жизни необходимо слиты две ее стороны, и потому она предстоит нам с двух разных точек зрения, как бы в двух своих аспектах: изнутри, так, как она непосредственно переживается и есть в себе и для себя, она есть потенциальная бесконечность, некоторая безграничная вселенная, или, вернее, неоформленная возможность быть такой вселенной; извне, в своем отношении к миру объективно-существующих вещей и процессов, она есть ограниченная в пространстве и времени реальность, определенная частица временного потока реальности.

Таким образом, чисто феноменологическое рассмотрение душевной жизни, основных характерных ее черт и ее отношения к высшим и низшим областям бытия, подводит нас к определению сущности душевной жизни, т.е. ее места в системе бытия как целого. Конкретная душевная жизнь как единство, или "душа" (под душой мы понимаем здесь, в завершающем итоге нашего исследования, именно конкретное единство центральной духовно-формирующей инстанции душевного бытия с формируемой ею стихией душевности) есть своеобразное начало, промежуточное между временным потоком эмпирического телесно-предметного мира и актуальной сверх временностью духовного бытия и в силу этой промежуточности соучаствующее в той и другой сфере бытия. Этим мы приближаемся к древнему, по существу, платоновскому пониманию души как посредника между идеальным миром духовного бытия и чувственно-эмпирическим миром временной жизни. "Голова души, – говорит Плотин, – находится на небе, ноги ее – на земле", и в этом единстве, связующем необъятную бесконечность, полноту, актуальную прозрачность и единство абсолютного бытия с ограниченностью, темнотой, разобщенностью и изменчивостью эмпирического бытия и состоит существо человеческой души».

 

 

Additional information